EUROTAS Европейская Трансперсональная Ассоциация

Международный Институт НоосферыШалаграм

Институт Ноосферных Исследований
г. Москва, e-mail: shalagram@shalagram.ru

геомантия
геомантия

семинары
семинары

приборы
программы
и приборы

знание
знание

услуги
услуги

 

Знание

 

Инициация и шаманский дар в архаичных шаманистических традициях. Североамериканские индейцы Хопи

Евгений Файдыш

В наши дни говоря об обрядах инициации, обретении шаманского дара, обычно основное внимание обращают на получение шаманом паранормальных способностей, необычных возможностей воздействия на окружающий мир и людей. В этом, по-видимому, сказывается влияние жесткого прагматизма, идеологии потребительского общества, все более вторгающегося в нашу цивилизацию. И часто за пределами внимания остаются гораздо более важные и глубокие аспекты инициации.

Особенно ясно они прослеживаются в древних шаманистических культурах, переживших фазы экстенсивного развития, стремления к власти, могуществу, и связанных с ними черномагических ритуалов. Такие цивилизации обычно живут в экологическом равновесии с окружающей средой, не разрушая и не уничтожая природу. Изучение их системы ценностей, их отношения к миру может помочь и нашей цивилизации выйти из того тупика, в который завела нас массовая культура, потребительское общество, поставившие мир на грань экологической катастрофы и ядерной войны.

Одной их характерных черт подобных древних цивилизаций является восприятие шамана как носителя древнего знания, важного звена в поддержании гармонии биосферы и ноосферы, а всего человечества как инструмента, воплощающего замысел Творца в материальном мире. Причем, такое мировоззрение характерно для самых разных народов, живущих в различных уголках нашей Земли. В Сибири оно свойственно представителям древнейших этносов, населяющих этот регион. Одним из примеров могут служить Нганасаны и Ханты. У них существовали специальные обряды, направленные на поддержание способности биосферы Земли к самовосстановлению. В частности, очень интересен обряд Белого чума, описанный в монографии Попова.

В начале этого года мне посчастливилось встретиться в Аризоне с шаманами одних из древнейших цивилизаций Северной Америки Хопи или, как их называли испанцы, Пуэбло, и Навахо.

Во время нашей небольшой экспедиции мои американские коллеги познакомили меня с духовным лидером клана Женщины-паука (Spider Woman) Мартином (Martin Gashweseoma). Нам также удалось наблюдать ряд инициационных ритуалов и танцев, проводимых в соответствии с календарем.

Женщина-паук — одна из верховных Богинь Хопи, творец и хранитель всех форм жизни на Земле, включая и человека. Соответственно, ее клан является одним из центральных в традиции Хопи. Именно лидеру этого клана поручено хранить древние тексты (tablets), по легенде полученные от предыдущих цивилизаций, населявших Землю до мировых катастроф.

Одна из основных миссий Хопи и состоит в том, чтобы нести это знание, сохраняя преемственность между цивилизациями. А центральной задачей инициации является приобщение к этому сакральному знанию и миру духов и Богов, помогающих выполнять эту миссию.

Важно отметить, что в этих текстах содержится знание не только о прошлом, но и о будущем, включая и возможную гибель земной цивилизации. По представлениям Хопи, мы сейчас живем на 4-й Земле, три предыдущих были уничтожены, так как человечество забыло о своей миссии и погрязло в погоне за удовольствиями, борьбе за власть и национализме. Самое грустное, что, согласно этим текстам, мы сейчас на грани следующего 4-го апокалипсиса. И все усилия Мартина и других, верных традиции Хопи, направлены на то, чтобы его предотвратить.

Именно с этой целью перед началом войны с Ираком он созвал пресс-конференцию, на которой впервые показал белым людям древние тексты (tablets). Дело в том, что, согласно содержащихся в них пророчествам, нападение на Ирак является началом третьей мировой войны. К сожалению, эта попытка остановить войну не увенчалась успехом, так что, согласно пророчествам Хопи, уже почти 10 лет как идет третья мировая война. И ее следующая ядерная фаза должна начаться в этом же регионе.

Интересно, что и с христианской точки зрения война в заливе была совсем незаурядным военным конфликтом, так как именно в Ираке находится Междуречье — место Библейского Эдема. С этой точки зрения войска НАТО бомбили Эдем, одно из самых священных мест нашей планеты. А если вспомнить, что в Библейской истории за гораздо меньшие проступки уничтожались целые народы, то в пророчествах Хопи есть определенная логика.

Следует подчеркнуть, что, согласно tablets, даже начало ядерной войны еще не является концом человечества. Когда мы обсуждали этот вопрос с Мартином, он сказал, что в пророчествах говорится о приходе в конце времен полубога-получеловека Белого Брата. И, если к этому моменту на Земле еще останется некая критическая масса праведных людей, помнящих о своем предназначении исполнять замысел Творца, ход истории можно будет обратить и создать гармоничное и счастливое сообщество людей. Однако, с каждым днем шансов на это все меньше и меньше.

Очень важно описание представлений Хопи о космологии, сотворении и гибели трех предыдущих миров, играющие огромную роль в инициации. Как уже говорилось, сама инициация очень тесно связана с процессом творения и ролью человека в микро и макрокосмосе. В определенном отношении ее задачей является приобщение отдельного человека к глобальным космогоническим процессам, выход за пределы тварной, животной природы, бессмысленной борьбы за выживание и продолжение рода. Соответственно обретаемые после инициации магические способности служили в первую очередь этому высшему предназначению. С этой точки зрения, племена индейцев и другие шаманистические традиции, использующие шаманский Дар только для своих эгоистических целей, являются «забывшими», потерявшими истинный смысл своего существования людьми.

В основе обрядов инициации лежит представление Хопи о том, что истинными родителями человека являются Божественные сущности, а человеческие родители лишь инструмент проявления их силы. С этой точки зрения матерью являются мать Земля и мать Зерно. Человек создается из плоти первой и вскармливается грудью второй. И их отец также имел два лика. С одной стороны, это был сам творец Тайова, с другой Солнце — солнечный Бог.

Далее описываются различные обряды инициации, их роль в обретении шаманского дара, пробуждении паранормальных способностей. В частности, анализируются особенности целительства и бытовой магии, причины появления черномагических, вредоносных обрядов.

Так, по представлениям Хопи изначально люди не знали болезней. Как физические, так и психические заболевания появились лишь после того, как в мир пришло зло. Именно люди или духи, попавшие под влияние зла, являлись источником очень многих болезней (их называли людьми с двумя Сердцами).

Чтобы определить причину шаман-целитель последовательно клал свои руки на энергетические центры пациента. В первую очередь обследовалась макушка головы, затем центр над глазами, в горле, на груди в области сердца и на животе. Чувствуя вибрации центров, он определял источник заболевания. Для такого шамана-целителя первостепенное значение имело развитие центра внутреннего видения, расположенного над переносицей.

Если причина болезни была связана не с организмом больного, а лежала вовне, знахарь использовал прозрачный кристалл, чтобы определить, кто навел порчу. Предварительно кристалл активировался солнечным светом, а затем знахарь осматривал через него каждый энергетический центр. При этом он видел, чем вызвана болезнь, а часто и лицо человека с двумя Сердцами, наславшего порчу.

В конце рассматриваются особенности обрядов, связанных с получением шаманского дара и бытовой магией, сохранившиеся у ближайших соседей Хопи Навахо, представителей относительно более молодой цивилизации. По одной из версий Навахо — выходцы из Сибири, а их отдаленные родственники Кеты и сейчас живут в районе Тувы. Мигрируя из Аляски в более южные области Северной Америки, они встретили Хопи и, попав под их влияние, переняли мифологию и большинство обрядов и ритуалов.

Так как это произошло несколько тысячелетий назад, сейчас эти две культуры взаимодополняют друг друга, так как что-то лучше сохранилось у одних, что-то у других, а также было развито и обогащено их личным опытом. Очень интересно, что в мифологии Навахо и их обрядах очень много общего с Тибетской традицией.

К сожалению, у индейцев Навахо существуют и черномагические практики. Так, есть множество легенд о шаманах-оборотнях (skin walker).

Таким образом, исследование древних ритуалов инициации у аборигенных жителей Северной Америки позволяет глубже понять культуры, живущие в гармоничных отношениях с окружающей средой. Их систему ценностей и саму логику отношений с миром природы. Использование их опыта в нашей современной цивилизации поможет создать более гармоничную и внутренне целостную культуру, преодолеть негативный опыт потребительского общества. Немаловажный интерес представляет и изучение механизмов пробуждения паранормальных способностей с помощью обрядов инициации.

Однако, на все это остается очень мало времени, так как с каждым днем катастрофически тают остатки древних культур, а вместо них остается так называемый неошаманизм — причудливая смесь шоу-бизнеса, примитивной экстрасенсорики и манипулятивных сект.В наши дни говоря об обрядах инициации, обретении шаманского дара, обычно основное внимание обращают на получение шаманом паранормальных способностей, необычных возможностей воздействия на окружающий мир и людей. В этом, по-видимому, сказывается влияние жесткого прагматизма, идеологии потребительского общества, все более вторгающегося в нашу цивилизацию. И часто за пределами внимания остаются гораздо более важные и глубокие аспекты инициации.

Особенно ясно они прослеживаются в древних шаманистических культурах, переживших фазы экстенсивного развития, стремления к власти, могуществу, и связанных с ними черномагических ритуалов. Такие цивилизации обычно живут в экологическом равновесии с окружающей средой, не разрушая и не уничтожая природу. Изучение их системы ценностей, их отношения к миру может помочь и нашей цивилизации выйти из того тупика, в который завела нас массовая культура, потребительское общество, поставившие мир на грань экологической катастрофы и ядерной войны.

Одной их характерных черт подобных древних цивилизаций является восприятие шамана как носителя древнего знания, важного звена в поддержании гармонии биосферы и ноосферы, а всего человечества как инструмента, воплощающего замысел Творца в материальном мире. Причем, такое мировоззрение характерно для самых разных народов, живущих в различных уголках нашей Земли. В Сибири оно свойственно представителям древнейших этносов, населяющих этот регион. Одним из примеров могут служить Нганасаны и Ханты. У них существовали специальные обряды, направленные на поддержание способности биосферы Земли к самовосстановлению. В частности, очень интересен обряд Белого чума, описанный в монографии Попова.

В начале этого года мне посчастливилось встретиться в Аризоне с шаманами одних из древнейших цивилизаций Северной Америки Хопи или, как их называли испанцы, Пуэбло, и Навахо.

Во время нашей небольшой экспедиции мои американские коллеги познакомили меня с духовным лидером клана Женщины-паука (Spider Woman) Мартином (Martin Gashweseoma). Нам также удалось наблюдать ряд инициационных ритуалов и танцев, проводимых в соответствии с календарем.

Женщина-паук — одна из верховных Богинь Хопи, творец и хранитель всех форм жизни на Земле, включая и человека. Соответственно, ее клан является одним из центральных в традиции Хопи. Именно лидеру этого клана поручено хранить древние тексты (tablets), по легенде полученные от предыдущих цивилизаций, населявших Землю до мировых катастроф.

Одна из основных миссий Хопи и состоит в том, чтобы нести это знание, сохраняя преемственность между цивилизациями. А центральной задачей инициации является приобщение к этому сакральному знанию и миру духов и Богов, помогающих выполнять эту миссию.

Важно отметить, что в этих текстах содержится знание не только о прошлом, но и о будущем, включая и возможную гибель земной цивилизации. По представлениям Хопи, мы сейчас живем на 4-й Земле, три предыдущих были уничтожены, так как человечество забыло о своей миссии и погрязло в погоне за удовольствиями, борьбе за власть и национализме. Самое грустное, что, согласно этим текстам, мы сейчас на грани следующего 4-го апокалипсиса. И все усилия Мартина и других, верных традиции Хопи, направлены на то, чтобы его предотвратить.

Именно с этой целью перед началом войны с Ираком он созвал пресс-конференцию, на которой впервые показал белым людям древние тексты (tablets). Дело в том, что, согласно содержащихся в них пророчествам, нападение на Ирак является началом третьей мировой войны. К сожалению, эта попытка остановить войну не увенчалась успехом, так что, согласно пророчествам Хопи, уже почти 10 лет как идет третья мировая война. И ее следующая ядерная фаза должна начаться в этом же регионе.

Интересно, что и с христианской точки зрения война в заливе была совсем незаурядным военным конфликтом, так как именно в Ираке находится Междуречье — место Библейского Эдема. С этой точки зрения войска НАТО бомбили Эдем, одно из самых священных мест нашей планеты. А если вспомнить, что в Библейской истории за гораздо меньшие проступки уничтожались целые народы, то в пророчествах Хопи есть определенная логика.

Следует подчеркнуть, что, согласно tablets, даже начало ядерной войны еще не является концом человечества. Когда мы обсуждали этот вопрос с Мартином, он сказал, что в пророчествах говорится о приходе в конце времен полубога-получеловека Белого Брата. И, если к этому моменту на Земле еще останется некая критическая масса праведных людей, помнящих о своем предназначении исполнять замысел Творца, ход истории можно будет обратить и создать гармоничное и счастливое сообщество людей. Однако, с каждым днем шансов на это все меньше и меньше.

Очень важно описание представлений Хопи о космологии, сотворении и гибели трех предыдущих миров, играющие огромную роль в инициации. Как уже говорилось, сама инициация очень тесно связана с процессом творения и ролью человека в микро и макрокосмосе. В определенном отношении ее задачей является приобщение отдельного человека к глобальным космогоническим процессам, выход за пределы тварной, животной природы, бессмысленной борьбы за выживание и продолжение рода. Соответственно обретаемые после инициации магические способности служили в первую очередь этому высшему предназначению. С этой точки зрения, племена индейцев и другие шаманистические традиции, использующие шаманский Дар только для своих эгоистических целей, являются «забывшими», потерявшими истинный смысл своего существования людьми.

В основе обрядов инициации лежит представление Хопи о том, что истинными родителями человека являются Божественные сущности, а человеческие родители лишь инструмент проявления их силы. С этой точки зрения матерью являются мать Земля и мать Зерно. Человек создается из плоти первой и вскармливается грудью второй. И их отец также имел два лика. С одной стороны, это был сам творец Тайова, с другой Солнце — солнечный Бог.

Далее описываются различные обряды инициации, их роль в обретении шаманского дара, пробуждении паранормальных способностей. В частности, анализируются особенности целительства и бытовой магии, причины появления черномагических, вредоносных обрядов.

Так, по представлениям Хопи изначально люди не знали болезней. Как физические, так и психические заболевания появились лишь после того, как в мир пришло зло. Именно люди или духи, попавшие под влияние зла, являлись источником очень многих болезней (их называли людьми с двумя Сердцами).

Чтобы определить причину шаман-целитель последовательно клал свои руки на энергетические центры пациента. В первую очередь обследовалась макушка головы, затем центр над глазами, в горле, на груди в области сердца и на животе. Чувствуя вибрации центров, он определял источник заболевания. Для такого шамана-целителя первостепенное значение имело развитие центра внутреннего видения, расположенного над переносицей.

Если причина болезни была связана не с организмом больного, а лежала вовне, знахарь использовал прозрачный кристалл, чтобы определить, кто навел порчу. Предварительно кристалл активировался солнечным светом, а затем знахарь осматривал через него каждый энергетический центр. При этом он видел, чем вызвана болезнь, а часто и лицо человека с двумя Сердцами, наславшего порчу.

В конце рассматриваются особенности обрядов, связанных с получением шаманского дара и бытовой магией, сохранившиеся у ближайших соседей Хопи Навахо, представителей относительно более молодой цивилизации. По одной из версий Навахо — выходцы из Сибири, а их отдаленные родственники Кеты и сейчас живут в районе Тувы. Мигрируя из Аляски в более южные области Северной Америки, они встретили Хопи и, попав под их влияние, переняли мифологию и большинство обрядов и ритуалов.

Так как это произошло несколько тысячелетий назад, сейчас эти две культуры взаимодополняют друг друга, так как что-то лучше сохранилось у одних, что-то у других, а также было развито и обогащено их личным опытом. Очень интересно, что в мифологии Навахо и их обрядах очень много общего с Тибетской традицией.

К сожалению, у индейцев Навахо существуют и черномагические практики. Так, есть множество легенд о шаманах-оборотнях (skin walker).

Таким образом, исследование древних ритуалов инициации у аборигенных жителей Северной Америки позволяет глубже понять культуры, живущие в гармоничных отношениях с окружающей средой. Их систему ценностей и саму логику отношений с миром природы. Использование их опыта в нашей современной цивилизации поможет создать более гармоничную и внутренне целостную культуру, преодолеть негативный опыт потребительского общества. Немаловажный интерес представляет и изучение механизмов пробуждения паранормальных способностей с помощью обрядов инициации.

Однако, на все это остается очень мало времени, так как с каждым днем катастрофически тают остатки древних культур, а вместо них остается так называемый неошаманизм — причудливая смесь шоу-бизнеса, примитивной экстрасенсорики и манипулятивных сект.В наши дни говоря об обрядах инициации, обретении шаманского дара, обычно основное внимание обращают на получение шаманом паранормальных способностей, необычных возможностей воздействия на окружающий мир и людей. В этом, по-видимому, сказывается влияние жесткого прагматизма, идеологии потребительского общества, все более вторгающегося в нашу цивилизацию. И часто за пределами внимания остаются гораздо более важные и глубокие аспекты инициации.

Особенно ясно они прослеживаются в древних шаманистических культурах, переживших фазы экстенсивного развития, стремления к власти, могуществу, и связанных с ними черномагических ритуалов. Такие цивилизации обычно живут в экологическом равновесии с окружающей средой, не разрушая и не уничтожая природу. Изучение их системы ценностей, их отношения к миру может помочь и нашей цивилизации выйти из того тупика, в который завела нас массовая культура, потребительское общество, поставившие мир на грань экологической катастрофы и ядерной войны.

Одной их характерных черт подобных древних цивилизаций является восприятие шамана как носителя древнего знания, важного звена в поддержании гармонии биосферы и ноосферы, а всего человечества как инструмента, воплощающего замысел Творца в материальном мире. Причем, такое мировоззрение характерно для самых разных народов, живущих в различных уголках нашей Земли. В Сибири оно свойственно представителям древнейших этносов, населяющих этот регион. Одним из примеров могут служить Нганасаны и Ханты. У них существовали специальные обряды, направленные на поддержание способности биосферы Земли к самовосстановлению. В частности, очень интересен обряд Белого чума, описанный в монографии Попова.

В начале этого года мне посчастливилось встретиться в Аризоне с шаманами одних из древнейших цивилизаций Северной Америки Хопи или, как их называли испанцы, Пуэбло, и Навахо.

Во время нашей небольшой экспедиции мои американские коллеги познакомили меня с духовным лидером клана Женщины-паука (Spider Woman) Мартином (Martin Gashweseoma). Нам также удалось наблюдать ряд инициационных ритуалов и танцев, проводимых в соответствии с календарем.

Женщина-паук — одна из верховных Богинь Хопи, творец и хранитель всех форм жизни на Земле, включая и человека. Соответственно, ее клан является одним из центральных в традиции Хопи. Именно лидеру этого клана поручено хранить древние тексты (tablets), по легенде полученные от предыдущих цивилизаций, населявших Землю до мировых катастроф.

Одна из основных миссий Хопи и состоит в том, чтобы нести это знание, сохраняя преемственность между цивилизациями. А центральной задачей инициации является приобщение к этому сакральному знанию и миру духов и Богов, помогающих выполнять эту миссию.

Важно отметить, что в этих текстах содержится знание не только о прошлом, но и о будущем, включая и возможную гибель земной цивилизации. По представлениям Хопи, мы сейчас живем на 4-й Земле, три предыдущих были уничтожены, так как человечество забыло о своей миссии и погрязло в погоне за удовольствиями, борьбе за власть и национализме. Самое грустное, что, согласно этим текстам, мы сейчас на грани следующего 4-го апокалипсиса. И все усилия Мартина и других, верных традиции Хопи, направлены на то, чтобы его предотвратить.

Именно с этой целью перед началом войны с Ираком он созвал пресс-конференцию, на которой впервые показал белым людям древние тексты (tablets). Дело в том, что, согласно содержащихся в них пророчествам, нападение на Ирак является началом третьей мировой войны. К сожалению, эта попытка остановить войну не увенчалась успехом, так что, согласно пророчествам Хопи, уже почти 10 лет как идет третья мировая война. И ее следующая ядерная фаза должна начаться в этом же регионе.

Интересно, что и с христианской точки зрения война в заливе была совсем незаурядным военным конфликтом, так как именно в Ираке находится Междуречье — место Библейского Эдема. С этой точки зрения войска НАТО бомбили Эдем, одно из самых священных мест нашей планеты. А если вспомнить, что в Библейской истории за гораздо меньшие проступки уничтожались целые народы, то в пророчествах Хопи есть определенная логика.

Следует подчеркнуть, что, согласно tablets, даже начало ядерной войны еще не является концом человечества. Когда мы обсуждали этот вопрос с Мартином, он сказал, что в пророчествах говорится о приходе в конце времен полубога-получеловека Белого Брата. И, если к этому моменту на Земле еще останется некая критическая масса праведных людей, помнящих о своем предназначении исполнять замысел Творца, ход истории можно будет обратить и создать гармоничное и счастливое сообщество людей. Однако, с каждым днем шансов на это все меньше и меньше.

Очень важно описание представлений Хопи о космологии, сотворении и гибели трех предыдущих миров, играющие огромную роль в инициации. Как уже говорилось, сама инициация очень тесно связана с процессом творения и ролью человека в микро и макрокосмосе. В определенном отношении ее задачей является приобщение отдельного человека к глобальным космогоническим процессам, выход за пределы тварной, животной природы, бессмысленной борьбы за выживание и продолжение рода. Соответственно обретаемые после инициации магические способности служили в первую очередь этому высшему предназначению. С этой точки зрения, племена индейцев и другие шаманистические традиции, использующие шаманский Дар только для своих эгоистических целей, являются «забывшими», потерявшими истинный смысл своего существования людьми.

В основе обрядов инициации лежит представление Хопи о том, что истинными родителями человека являются Божественные сущности, а человеческие родители лишь инструмент проявления их силы. С этой точки зрения матерью являются мать Земля и мать Зерно. Человек создается из плоти первой и вскармливается грудью второй. И их отец также имел два лика. С одной стороны, это был сам творец Тайова, с другой Солнце — солнечный Бог.

Далее описываются различные обряды инициации, их роль в обретении шаманского дара, пробуждении паранормальных способностей. В частности, анализируются особенности целительства и бытовой магии, причины появления черномагических, вредоносных обрядов.

Так, по представлениям Хопи изначально люди не знали болезней. Как физические, так и психические заболевания появились лишь после того, как в мир пришло зло. Именно люди или духи, попавшие под влияние зла, являлись источником очень многих болезней (их называли людьми с двумя Сердцами).

Чтобы определить причину шаман-целитель последовательно клал свои руки на энергетические центры пациента. В первую очередь обследовалась макушка головы, затем центр над глазами, в горле, на груди в области сердца и на животе. Чувствуя вибрации центров, он определял источник заболевания. Для такого шамана-целителя первостепенное значение имело развитие центра внутреннего видения, расположенного над переносицей.

Если причина болезни была связана не с организмом больного, а лежала вовне, знахарь использовал прозрачный кристалл, чтобы определить, кто навел порчу. Предварительно кристалл активировался солнечным светом, а затем знахарь осматривал через него каждый энергетический центр. При этом он видел, чем вызвана болезнь, а часто и лицо человека с двумя Сердцами, наславшего порчу.

В конце рассматриваются особенности обрядов, связанных с получением шаманского дара и бытовой магией, сохранившиеся у ближайших соседей Хопи Навахо, представителей относительно более молодой цивилизации. По одной из версий Навахо — выходцы из Сибири, а их отдаленные родственники Кеты и сейчас живут в районе Тувы. Мигрируя из Аляски в более южные области Северной Америки, они встретили Хопи и, попав под их влияние, переняли мифологию и большинство обрядов и ритуалов.

Так как это произошло несколько тысячелетий назад, сейчас эти две культуры взаимодополняют друг друга, так как что-то лучше сохранилось у одних, что-то у других, а также было развито и обогащено их личным опытом. Очень интересно, что в мифологии Навахо и их обрядах очень много общего с Тибетской традицией.

К сожалению, у индейцев Навахо существуют и черномагические практики. Так, есть множество легенд о шаманах-оборотнях (skin walker).

Таким образом, исследование древних ритуалов инициации у аборигенных жителей Северной Америки позволяет глубже понять культуры, живущие в гармоничных отношениях с окружающей средой. Их систему ценностей и саму логику отношений с миром природы. Использование их опыта в нашей современной цивилизации поможет создать более гармоничную и внутренне целостную культуру, преодолеть негативный опыт потребительского общества. Немаловажный интерес представляет и изучение механизмов пробуждения паранормальных способностей с помощью обрядов инициации.

Однако, на все это остается очень мало времени, так как с каждым днем катастрофически тают остатки древних культур, а вместо них остается так называемый неошаманизм — причудливая смесь шоу-бизнеса, примитивной экстрасенсорики и манипулятивных сект.


© Евгений Файдыш. 2004.
© Международный Институт Ноосферы. Алексей Иванов, дизайн. 2004.